На злобу дня. “Зелёная экономика” действует?
DSC03477

15 сентября 2017 г. на базе производственного комплекса ТОО «АлбаСтройДор» состоялось расширенное совещание по вопросам использования отходов доменного производства в дорожном строительстве.

В совещании приняли участие руководитель управления развития новых технологий Департамента управления отходами Министерства Энергетики Асем Жайсанбай, зам.руководителя Департамента экологии по Карагандинской области Алибек Бекмухаметов, главный специалист Департамента экологии по Карагандинской области Алия Какенова, зам.директора Карагандинского областного филиала АО НК «КазАвтоЖол» Игорь Гастон, зам.руководителя проекта ТОО «Сейсер» Ергали Альмагамбетов, представители независимой лаборатории, а так же руководители ТОО «АлбаСтройДор».

Поводом для встречи стало обращение ТОО «АлбаСтройДор» в компетентные органы с жалобой о нарушении законодательства в области использования промышленных отходов и в частности продукции из доменных шлаков в дорожном строительстве. Очень много с высоких трибун говорится о переходе Казахстана на “зелёную экономику”, о бережном отношении к природным ресурсам, о необходимости рационального недропользования, о необходимости утилизации и переработки промышленных отходов. Но что на деле? Есть предприятия, готовые выполнить эти задачи, и от громких слоганов перейти к делу, но… Увы, встречают на своём пути массу препятствий. Что это: бюрократические проволочки, коррупция, низкий сознательный уровень и недальновидность отдельных заинтересованных лиц или сама неповоротливая закоренелая государственная система проектирования, не позволяющая полезные технологии претворить в жизнь? Но обо всём по порядку.

В настоящее время проводится реконструкция автодороги на участке Темиртау-Караганда, планируется строительство автодороги в обход г.Караганды и далее до г.Балхаш. Но в нарушение концепции по переходу к зеленой экономике и принципов законодательства в области экологии, недропользования, об автомобильных дорогах и технического регулирования, в указанные проекты не заложено использование продукции из доменных шлаков – щебня, щебеночно-песчаных смесей и гранулированного шлака, которые, на основании ГОСТ 3344-83 «Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства», ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные», ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», СТ ТОО 100940013817-001-2016 «Шлак доменный металлургический для дорожного строительства», которые ранее уже применялись при реконструкции автодороги п.Осакаровка – г.Темиртау.

Ремонт и реконструкция автодорог должны соответствовать ст.12 и ст. 15 Закона РК «Об автомобильных дорогах», которыми установлено, что уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам обязан обеспечивать соблюдение норм и стандартов, принятых в области проектирования. Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог определены СНиП РК 3.03-09-2006 “Автомобильные дороги”, пунктом 12.14, раздела 12 которых определено, что при строительстве автомобильных дорог следует максимально использовать находящиеся в зоне строительства пригодные для применения отвалы и производственные твердые отходы предприятий горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, однако при проектировании указанных участков не было принято во внимание наличие в непосредственной близости от зоны строительства отвалов доменных шлаков АО «АрселорМиттал Темиртау», в связи с чем, в ПСД вместо щебня, ЩПС и гранулированного шлака используются природные ресурсы, которые на основании законодательства должны быть заменены на щебень и ЩПС из доменных шлаков.

Использование в различном строительстве продукции из доменного шлака обеспечивает утилизацию отходов металлургического производства, сохранение природных ресурсов и оздоровление экологии, что полностью соответствует концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», где доля переработки и использования отходов должна составлять к 2030 году – 40%, к 2050 году – 50%, а также обеспечивает соблюдение законодательства в области экологии и недропользования.

В целях соблюдения норм законодательства, а также концепции по переходу к зеленой экономике, экономии природных ресурсов и улучшении экологии путем утилизации отходов промышленного производства, ТОО «АлбаСтройДор» и обратилось в Генпрокуратуру, Министерство энергетики, Министерство по инвестициям и развитию, Департамент управления промышленными отходами РК, Мажилис Парламента РК, в ОЮЛ “Коалиция за “зеленую экономику” и развитие G-Global” с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять соответствующие меры.

Представители государственных структур поддержали правомерность и актуальность обращения ТОО «АлбаСтройДор». Все понимают, что накопленные за годы деятельности металлургического комбината промышленные отходы необходимо утилизировать, ведь их накопление перевалило уже за 30 млн тонн, что значительно усугубляет и без того неблагоприятную экологическую обстановку в Темиртау. А учитывая их полезный коэффициент, как вторичного сырья, делать это тем более необходимо. Тем более, что положительный опыт использования продукции из доменных шлаков в дорожном строительстве достаточно большой, как на международном уровне, так и накопленный в советское время. Технология использования отходов доменного производства в различных сферах промышленности и сельского хозяйства не нова, и берёт своё начало еще в 30-40-ых годах ХХ века.

Но, как оказалось, у АО НК «КазАвтоЖол» своё видение ситуации и своё объяснение. Сначала представители АО НК «КазАвтоЖол» пытались уличить «АлбаСтройДор» в том, что их продукция не соответствует качеству и стандартам, используемым в дорожном строительстве, разночтения в ГОСТах, Стандартах, использование любых отходов металлургического производства, а не только доменных, химсостав и т.д.. Видимо для этого, они пригласили с собой специалистов независимой лаборатории. Но просчитались. Вся продукция ТОО «АлбаСтройДор» сертифицирована и соответствует международным стандартам качества, имеет декларации соответствия, заключения лабораторий и ведущих научно-исследовательских дорожных институтов страны, в частности «КАЗДОРНИИ, КазНИИ и ПИ «ДОРТРАНС».

Второе объяснение – невозможность внесения изменений в утвержденные ранее проекты и заключения Госэкспертизы. Но проекты утверждались ещё в 2014 году, когда шлако-перерабатывающий участок принадлежал АО «АрселорМиттал Темиртау». С тех пор прошло 3 года, многое изменилось, нельзя жить по устаревшим обстоятельствам, необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня и думать о будущем. Тем более, что существует алгоритм внесения изменений в проекты на законодательном уровне.

После долгих обсуждений и переговоров, было принято решение пересмотреть существующие проекты и внести корректировки с учетом требований и реалий сегодняшнего дня и задач, поставленных Главой государства о снижении накоплений промышленных отходов на 40 %, в соответствие с действующим законодательством РК о строительстве автомобильных дорог, Экологическим Кодексом и законом о недропользовании. В свою очередь представители Министерства энергетики и Департамента экологии обещали взять данный вопрос на контроль. Кроме того, принято решение ещё раз провести независимое лабораторное исследования качества и химсостава щебня из доменного шлака для использования его в дорожном строительстве, а так же построение конструктивного диалога всех заинтересованных сторон по ценовой политике на данный вид продукции.

Справка: ТОО «АлбаСтройДор» осуществляет свою деятельность по утилизации отходов металлургического (доменного) производства АО «АрселорМиттал Темиртау», путем их переработки в сыпучие строительные материалы – щебень, щебёночно-песчаные смеси, гранулированный шлак, соответствие которых национальным и международным стандартам подтверждено сертификатами.

DSC03481 DSC03471

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *