История одного предприятия. Куда направить промышленный мусор со всей страны?
Весь цивилизованный мир озабочен решением главной проблемы современности – огромными накоплениями промышленных отходов, скопившихся за годы производственной деятельности больших промышленных предприятий. И Казахстан не исключение. У нас есть немалое количество заводов, шахт, рудников, ТЭЦ, вокруг которых накоплены миллионы тонн промышленных отходов, наносящих вред окружающей среде. А между тем некоторые из этих отходов представляют собой ценное сырье, которое можно повторно использовать в самых разных сферах промышленности. Об этом читайте в материале корреспондента BNews.kz.
Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев посетил первое «зеленое» село Арнасай в рамках выездного совещания общественного совета Министерства энергетики.
Фото: Абзал КалиевФото: Абзал Калиев
На базе Центра «зелёных технологий» министр ознакомился с 35-ю реализованными проектами «зеленых» инноваторов и казахстанских ученых, которые продемонстрировали лучшие современные методики продвижения и развития «зеленой» экономики по ветровой и солнечной энергетике, утилизации отходов, эффективному теплоснабжению, снижению выбросов СО2 и др.
Фото: Абзал Калиев
«Перед экономикой страны поставлена задача ускоренной технологической модернизации, которая четко коррелируется с задачами по переходу Казахстана к «зеленой» экономике, где одним из принципов перехода является повышение производительности ресурсов», - сказал министр на общественном совете.
Фото: Абзал Калиев
Вместе с тем Министерство энергетики РК с 2018 года планирует внедрение стимулирующей системы квот – новый принцип распределения квот, основанный на удельных коэффициентах выбросов парниковых газов на единицу продукции. С экологической стороны указанный подход позволит стимулировать наименее эффективные предприятия к переходу на лучшие технологии, модернизацию, осуществлению проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
Фото: Абзал КалиевФото: Абзал Калиев
С экологической стороны указанный подход позволит стимулировать наименее эффективные предприятия к переходу на лучшие технологии, модернизацию, осуществлению проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»
Одним из таких проектов является предприятие по переработке промышленных отходов в новые востребованные продукты.
«Глобальная проблема человечества - огромные накопления техногенных отходов и бытового мусора, весь цивилизованный мир озабочен поиском решения - куда деть эти отходы, где можно их еще использовать, как это все переработать. Компания «АлбаСтройДор» как раз и занимается решением этой наболевшей проблемы. Мы перерабатываем промышленные отходы, накопленные в результате производственной деятельности металлургического комбината в Темиртау, в частности доменных шлаков, полученных при производстве чугуна. Но мы не просто их утилизируем, а перерабатываем, то есть получаем абсолютно новый вид продукции, потому что доменные шлаки - это не просто отходы, это ценное сырье для получения других продуктов – граншлака, щебня, щебеночно-песчаных смесей, применяемых в дорожном строительстве, производстве цемента, бетона, минерально-ватных утеплителей», - рассказала менеджер ТОО «АлбаСтройДор» Наталья Высоцкая.
Фото: Абзал Калиев
Приоритетное использование продукции, полученной из отходов доменного производства по сравнению с природным щебнем, имеет и экономическую выгоду.
Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»
«Цементные заводы Казахстана сотрудничают с нами, покупают наш граншлак. На автотрассе Астана – Темиртау есть участки, где используется наш щебень в качестве слоя дорожной одежды. Мы сотрудничаем с научно-исследовательскими институтами Казахстана, потому что ученые тоже должны подключиться и думать о том, что еще можно сделать из этих отходов, как и где с пользой для экономики и экологии их применить. Например, исследованиями доказано, что при использовании нашего материала в дорожном строительстве, качество дорожного полотна значительно улучшается, и служит такая дорога дольше. Это объясняется тем, что доменные шлаки, прошедшие термическую обработку при основном производстве в доменной печи в отличие от природного щебня, приобретают уникальные связующие свойства: при прессовании дорожного слоя катком, цементируются с образованием долговечной монолитной дорожной плиты. При этом себестоимость строительства дороги снижается, так как шлаковый щебень дешевле природного на 35 - 50%», - пояснила Наталья.
Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»
Подобные технологии вторичного использования природных ресурсов особенно актуальны в современном мире. Министр энергетики не раз подчеркивал, что нам необходимо развивать новые технологии и внедрять современные инновации:
«Мы должны понимать, что эра нефти рано или поздно закончится, предполагаем по балансу к 2025-2030 году. Общемировые тенденции таковы, что после 2030 года эра нефти, как топлива, будет неумолимо снижаться», - отметил глава ведомства.
Фото: Абзал КалиевФото: Абзал Калиев
Только за год своей деятельности компанией «АлбаСтройДор» переработано свыше 2 млн тонн отходов доменного производства, тем самым компания выполняет важнейшую экологическую миссию по снижению накоплений промышленных отходов в Карагандинском регионе. Кроме того, занимаясь переработкой отходов металлургии и поставляя их в качестве сырья - новой продукции: граншлак, щебень и щебеночно-песчаные смеси, предприятие заменяет ею идентичную продукцию, полученную из природного камня. Для его добычи ежегодно разрабатываются все новые каменные карьеры, разрушаются при этом природные ландшафты и плодородные земли, которые, в свою очередь, в большинстве своем не рекультивируются, а значит, не восстановятся десятки и даже сотни лет.
Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»
«Мы стараемся следовать политике Главы государства, чтобы войти в 30-ку самых развитых государств. А развитые государства в первую очередь озабочены экологией, они думают, что будет завтра с нашей землей, что достанется следующим поколениям? Мы не должны ждать, когда задохнемся от всех промышленных отходов и утонем в мусоре, мы не должны ждать экологической катастрофы, чтобы что-то предпринять, а уже сегодня должны думать о том, что будет с нами завтра», - убеждена Наталья Высоцкая.
Фото: пресс-служба «АлбаСтройДор»
Стоит отметить, что в зарубежных странах с развитой металлургической промышленностью все доменные шлаки перерабатываются. К теме утилизации вторичных ресурсов развитые страны мира относятся исключительно серьезно, особое отношение проявляют европейские государства – члены Евросоюза. Наиболее показательно отношение к этой проблеме в Германии, где уже в 1949 году было организовано специальное научно-техническое общество РЕПЗ для всестороннего исследования свойств металлургических шлаков с целью их последующего использования в промышленности и сельском хозяйстве Германии. За рубежом шлаки применяются в трех основных направлениях: в сельском хозяйстве – для известкования почв, в дорожном строительстве – в строительстве дорог, и производстве цемента и бетона. Основным направлением шлакопереработки в США, Англии, Франции, Венгрии является производство щебня из воздушно-охлажденного шлака в траншеях непосредственно у доменных печей или за их пределами.
Видео: Бауыржан Жуасбаев
Компания «АлбаСтройДор» не только выполняет важную экологическую миссию – снижает накопления и перерабатывает промышленные отходы. Это развивающаяся компания, за полтора года её штат увеличен более, чем в 2 раза и на сегодняшний день насчитывает свыше 200 человек. Фонд заработной платы так же увеличен почти в 2, 5 раза с 13 млн тенге до 32 млн тенге.